СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ МОРСКОГО ПОРТАС. Юзвяк
Высшая Морская Школа, Щецин, Польша
Abstract — The methodological aspects of organization of the ecological control for seaport are considered.
Морской порт как элемент среды, оказывает на экосистему различные воздействия. Пример Щецинского порта показывает, что его деятельность влияет на экологическое состояние всей прилегающей территории и находится во взаимодействии с её элементами. Одной из основных задач является формирование процедур управления транспортным процессом и его технологическим циклом с точки зрения экологической организации и её условий. За экологическим состоянием порта и акватории следит и отвечает инженер по охране труда, который связан с ниже стоящими элементами структуры порта – линейными инженерами. В функции инспекции входят все вопросы анализа исходных данных по организации охраны эко-среды: качество воды, воздуха, охраны труда, регулирование стоков и т. д. Кроме того дополнительно, рассматриваются физические факторы ионизации воздуха электромагнитных полей, вибрации оснований и причалов. Влияние факторов учитывается при системном проектировании и реализации охранных зон порта (насаждения, строительство шумозащитных сооружений, успокоительных и отточных дамб и т. д.).
Указанное позволяет строить алгоритм принятия решения по управлению развитием порта, накладывая ограничения в модели прогнозирования и планирования транспортной работы как в части увеличение грузопотоков, так и в части использования всех водных и наземных видов транспорта, развития транспортных систем Западного Поморья Польши.
Экологическое управление и системный анализ транспортной работы на территории даёт возможность своевременно и правильно принимать решения об использовании территории порта: разделение грузопотоков на обычные, опасные и смешанные, классифицировать участки портов или транспортные узлы по условиям переработки груза согласно требованиям Государственных Морского и Речного регистров.
Таким образом удаётся локализовать возможные аварии и оперативно реагировать на опасные ситуации для предотвращения катастроф. Возможные отклонения в поведении объектов транспортной эко-системы немедленно регистрируются инженером по охране труда порта или транспортного узла.
Щецинский порт по положению и характеру работы производит грузовую работу как в интересах своего района, так и для других регионов. В результате работы порта наблюдается активная концентрация экологически - опасных элементов как в процессе погрузочно–разгрузочных работ, а также от работы флота. Это, в первую очередь, яды, токсичные вещества, пылевидные грузы. Постепенное скопление загрязнителей со временем приводит к экологической катастрофе, что необходимо предвидеть и прогнозировать мероприятия по её предотвращению.
Статистика и многолетний опыт показали, что главным загрязнителем на акватории Щецинского порта являются газы и пыль, как результат переработки значительного количества угля кокса, зерна и металлических руд, других минеральных и сырьевых грузов. Существующая технология не соответствует современным требованиям. Осадки пыли доходят до 80 тонн в год на территории в 3 кв. километра, в том числе 5 тонн – облачная пыль, что в сочетании с азотом и углекислотой создаёт локальную зону экологической катастрофы. Следует добавить, что пылевидное облако распространяется в радиусе 18 километров. Решением снижения экологической безопасности морского порта и окружающей среды является внедрение новых технологических решений: пакетирование и герметизация пылевидных грузов.
Для реального управления процессом загрязнения территории от работы Щецинского порта предлагается ограничительная модель контроля и анализа его состояния на базе Хельсинской конвенции, отвечающая требованиям Водного Устава, Устава охраны окружающей среды, Закона о контроле воздушного бассейна.
Site of Information
Technologies Designed by inftech@webservis.ru. |
|